Tatyana Petrovna Razenkova

Татьяна Петровна, преподаватель английского языка Академического лицея г.Томска, дважды победитель национального проекта «Образование» «Лучший учитель России» 2009, 2010 гг, награждена двумя грамотами Министерства образования Российской Федерации. В 1973 году поступила на радиофизический факультет Томского государственного университета. В 1978 году молодым специалистом пришла работать в научно-исследовательский институт полупроводниковых приборов. В 1988 г. стала первой заведующей редакцией первого за Уралом научного советско-американского журнала на английском языке «Оптика атмосферы». Закончила факультет иностранных языков Томского государственного педагогического университета, получив квалификацию «лингвистика и международные коммуникации» по специальности «лингвист-переводчик», а также очную аспирантуру на кафедре педагога-исследователя ТГПУ, в настоящее время продолжает работу над диссертацией. В 1998 году начала работать учителем английского языка в школе «Эврика-развитие» и уже через три года стала преподавателем высшей категории. С 2004 года и по настоящее время работает учителем иностранного языка в Академическом лицее г.Томска. Победитель городского профессионального конкурса учителей иностранного языка 2008г. Награждена дипломом ТГПУ «За глобализацию языкового образования», дипломом Института развития образовательных систем РАО за разработку технологий обучения иностранному языку на основе междисциплинарного подхода (2008г.). В 2006г. была награждена Почетной грамотой Администрации г.Томска и Почетной грамотой Администрации Томской области, Департамента общего образования. В 2007г. награждена Почетной грамотой Департамента образования Администрации г. Томска и городского научно-методического центра. В 2009г. награждена Почетной грамотой губернатора Томской области В.М. Кресса и Архиепископа Томского и Асиновского Ростислава в рамках 19-х Духовно-исторических Кирилло-Мефодиевских чтений и Почетной грамотой Администрации г.Томска и Департамента образования за большую организационно-методическую работу. В 2011г. награждена Почетной грамотой Думы Томской области. В 2012 г. стала лауреатом премии Томского государственного университета. Имеет более сорока научных публикаций международного и регионального уровней.

 

            Мне кажется, что мой путь к успеху начался тридцать лет назад, когда я училась на радиофизическом факультете ТГУ. Именно там у меня появился вкус к исследовательской работе и любовь к английскому языку. Ведь в средней школе я изучала немецкий. Активно занимаясь научной работой, я всегда участвовала в студенческих научно-исследовательских конференциях и выступала с докладами на английском языке.

            Наверное, так уж я устроена, что мне необходимо все время расти, учиться. Я закончила курсы патентоведов, получила экономическое образование, второе высшее образование на факультете иностранных языков Томского государственного педагогического университета, закончила аспирантуру на кафедре педагога-исследователя ТГПУ.

Я не могу заниматься неинтересным для меня делом. Период работы в школе является одним из самых интересных в моей жизни. Преподавание английского языка дало мне возможность встретить много замечательных людей в России и за рубежом, путешествовать по миру и встречаться с коллегами.

            В составе делегации учителей Томской области я принимала участие в международном семинаре в Великобритании «Инновационные направления в образовании и новые подходы в обучении иностранного языка», где выступила с докладом в языковом образовательном центре Гринвич в Лондоне на тему «Инновационные направления и подходы в преподавании английского языка в России», который был отмечен дипломом и принят к публикации.

            В 2006г. с группой учителей Сибирского региона я участвовала в международном семинаре «Язык и межкультурные коммуникации в американских международных образовательных центрах» в США, совместно с американскими коллегами принимала участие в работе круглых столов в Нью-Йорке, Бостоне и Вашингтоне, выступив с докладом «Образовательные технологии и менеджмент».

Наш 21 век называют веком коммуникации, поэтому роль иностранных языков, умение общаться и находить единомышленников трудно переоценить. 25 января. 2010 года совместно с коллегами ТГПУ и университета в г.Пемброук штата Сев. Каролина, США, мне посчастливилось участвовать в международной он-лайн конференции «Проблемы обучения иностранным языкам», выступить с сообщением на тему «Исследовательская деятельность учащихся».

            Все это не только украсило мою жизнь, но и явилось тем бесценным опытом, который помог мне достичь высоких результатов в учительском труде.

            Исследовательская деятельность проходит красной нитью через всю мою жизнь. Я выступила примерно на 40 научно-исследовательских конференциях разного уровня. По проблемам обучения иностранному языку опубликовано более 40 моих статей в различных печатных изданиях. Участие в научно-практических конференциях городского, регионального и международного уровня дали мне замечательный опыт в плане непрерывного профессионального развития. Ведь ты не только выступаешь, делишься своим опытом, но и учишься сам.

            Следующим шагом на пути к высоким результатам я считаю свою педагогическую деятельность в школе «Эврика-развитие», которая близка мне по духу и предоставила как преподавателю широкие возможности для творчества. Начав работать в русле компетентностного подхода, Н.В.Муха и я были одними из первых учителей в России, кто внедрял инновационный учебник «Миллениум». Сегодня учитель должен быть не просто передатчиком знаний, но и исследователем, чтобы сделать свой труд эффективным в плане учебных результатов. Именно здесь я систематизировала свою педагогическую деятельность, оформив ее как комплексную методику преподавания ИЯ на основе инновационных технологий. Не раз я представляла ее на конференциях разного уровня и курсах повышения квалификации. Я была руководителем проектов детей и во внеурочное время. Вместе с ними мы создавали электронный учебник, компьютерные тесты и многое другое.

Творчество всегда было и есть главной движущей силой на пути к успеху как ученика, так и учителя. Работа в Академическом лицее стала следующим ярким этапом моей педагогической деятельности, реализовав мои творческие и педагогические способности. Я работаю в русле концепции одаренности, которая является ключевой в работе Академического лицея. Исследовательскими направлениями в моей работе являются: междисциплинарное обучение, гражданское образование и развитие одаренности. Наблюдение за развитием педагогического процесса и анализ полученных результатов становятся материалами для статьи и корректируют мой собственный процесс обучения. В мае 2008г. я была награждена дипломом Института развития образовательных систем РАО за разработку технологий обучения иностранному языку на основе междисциплинарного подхода.

Дети уже изначально – исследователи, поэтому необходимо прививать вкус к исследовательской деятельности с самых первых шагов ребенка. Обучение исследовательской деятельности учащихся - главное условие для создания творческого пространства при обучении иностранному языку. Поэтому я сделала упор именно на развитие исследовательской деятельности учащихся. Наиболее важным является процесс воспитания способности мыслить самостоятельно на уроках иностранного языка, делать выводы и принимать решения.

Обучение навыкам исследовательской работы начинается с применения проектной методики. По моему мнению, ценна именно новизна развития идеи, а не ее представление.

Проектные работы, викторины, конференции в моей методике являются формами контроля, и поэтому уже в начальной школе дети начинают работать над проектами.

Творческие проекты и исследования, выполняемые моими учениками, можно разделить на 5 групп:

1. Проектные работы в ходе учебного процесса. Выполнение проектных работ по завершении изучения темы является обязательным для всех моих учеников, так как входит в учебные программы;

2 Авторские работы (конкурс литературных переводов стихов английских авторов, написание собственных композиций на английском языке (стихи, эссе), театральные постановки, разработка викторин по определенной теме);

3. Творческие экзамены по английскому языку (4, 5, 6, 7,8 классы);

Это итоговая форма представления авторских работ, как творческих, так и с элементами исследования. В конце года на последнем занятии каждый ученик в группе представляет свою творческую работу. Формат, содержание и функциональное назначение своей работы учащиеся определяют самостоятельно. Моя учительская роль состоит в сопровождении их работы от замысла к конечному продукту, его экспертизе и презентации.

4. Курсовые исследовательские работы по междисциплинарной теме года;

В 2009-2010 учебном году 20 моих учеников защитили курсовые исследовательские работы по междисциплинарной теме года «Информация».

5. Исследовательские работы в рамках городских, областных и международных конференций и конкурсов исследовательских работ;

Это следующий, более высокий этап представления исследовательских работ учащихся. Мои ученики не раз участвовали в работе городских конференций «Мир культуры и мир языка» в рамках городского проекта «Юные дарования - Томску», «Исследовательский марафон», областном форуме «Учитель и ученик» и т.д.),.международной конференции «Язык и культура» в ТГУ, во Всероссийской конференции «Взгляд молодых исследователей» в ТПУ и были отмечены специальными дипломами за высокое качество исследовательских работ.

         Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения носит систематический характер. Подготовки и презентации мультимедийного доклада являются для моих учеников обязательным элементом проектной деятельности. Благодаря Интернету, мои ученики принимают постоянное участие в дистанционных олимпиадах на английском языке. Компьютер выступает не только в качестве тренажера и источника информации, он позволяет разнообразить учебный процесс.

Высшим достижением моей педагогической деятельности на городском уровне я считаю тот факт, что благодаря созданию условий для развития одаренности в процессе обучения иностранному языку мои ученики уже семь лет подряд являются победителям и призерами конкурса «Юные дарования». Качество исследовательских работ учеников значительно возросло. Доказательством этому может служить работа Захара Ипатова, который сам сделал модель робота и предлагает его для внедрения на улицах города. Он продемонстрировал «в живую», как работает его робот, и заслуженно получил приз зрительских симпатий на этом конкурсе. Уже два года подряд мой ученик Саша Канев является абсолютным победителем областной олимпиады по английскому языку и областного конкурса «Лучший в Оксфордском тестировании». Самым большим достижением на федеральном уровне я считаю победу команды Академлицея в Интернет-олимпиаде «Экономика на английском». Моя ученица Родыгина Полина победила в международном конкурсе FLEX и в течение 2010 учебного года обучалась в США.

Мои выпускники Ширыкалов Анатолий и Семьянов Артем являются студентами Государственного Университета Высшей Школы Экономики в Москве, где преподавание предметов ведется на английском языке. Они стали победителями Всероссийской олимпиады по экономике и были зачислены в университет без вступительных экзаменов. Томское телевидение (программы «Успеваем» и «Обстоятельства») сделали передачу прямо на моем уроке английского языка, где я рассказываю о нашей совместной работе с ними в течение 6 лет.

Мои ученики Саша Канев и Полетика Вадим, теперь студенты медицинского университета стали победителями в региональной студенческой олимпиаде 2012 года.

         Изучение иностранного языка должно быть интересным. Поэтому необходимо разнообразить виды деятельности не только в урочном пространстве, но и расширять возможности успешного освоения иностранного языка за дверью кабинета.

            В течение семи лет я разработала несколько индивидуальных образовательных программ спецкурсов по английскому языку: Кроме того, для снятия проблемных зон и овладения различными приемами самостоятельной работы, развития творческого и языкового потенциала личности мною разработаны специальные курсы личностно-ориентированного предметного сопровождения (ЛОПС), которые посещают до 90% обучающихся.

Ежегодно мы с моими учениками посещаем выставку в научной библиотеке ТГУ «Международное образование», где имеем возможность пообщаться с преподавателями Англии, Канады и США, а также представителями посольств. Мои ученики и я сама участвуем в работе разговорного английского клуба ТУСУР.

Я всегда стараюсь расширить границы моего общения с детьми, приобщить их к тому, что не просто интересно мне самой, а трогает душу. Поэтому вот уже несколько лет я и мои ученики участвуем в Кирилло-Мефодиевских чтениях. Ананин Андрей и я были награждены грамотами губернатора Томской области В.М.Кресса и архиепископа Томского и Асиновского Ростислава.

Много веков мудрецы ищут формулу счастья. И каждый человек счастлив по-своему. Мне кажется, человек счастлив настолько, насколько он сумел реализовать себя в жизни. Я счастлива, что реализовала себя как мать: у меня три замечательных сына, которые подарили мне лучших в мире внуков: Егора, Артема, Влада и Катюшу. Я счастлива, что я – учитель, так это дает мне шанс постоянно что-то изобретать, двигаться вперед и не останавливаться на достигнутом. Мой рецепт счастья можно выразить в этих стихах:

Можно по-разному жизнь прожить:

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать и, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной

Солнце достать

И подарить его людям.